Правовое положение органов внутренних дел на транспорте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение органов внутренних дел на транспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одна из сложнейших государственных структур — транспортная полиция, имеющая множество отделений по всей стране. Главное управление выполняет основные функции и руководит деятельностью органов внутренних дел на водном, воздушном, а также железнодорожном транспорте. Основной функцией государственной структуры является обеспечение безопасности населения на любом из видов транспорта.

Структура транспортной полиции

Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией России, нормами международного права, международными договорами РФ, федеральным законодательством, актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами МВД России.

Транспортная полиция состоит из более чем 500 линейных отделов, чья деятельность, контролируется со стороны 20 управлений по транспорту. Сама структура является весьма сложной и многоярусной.

К структурным подразделениям транспортной полиции относятся линейные отделы внутренних дел на транспорте (ЛОВДТ). В России линейные отделы выполняют функции, схожие с деятельностью территориальных подразделений, но только на транспортных магистралях, их территориях и отдельных объектах.

Линейные отделы размещаются на территории крупных транспортных узлов – вокзалов, аэропортов, речных и морских портов.

Свою деятельность сотрудники осуществляют при взаимодействии с территориальными органами внутренних дел.

К основным задачам ЛО относятся:

  1. обеспечение безопасности пассажиров, сотрудников и грузов;
  2. охрана общественного порядка;
  3. предупреждение и правонарушений и своевременное их пресечение;
  4. участие в расследовании преступлений и розыске лиц, пропавших без вести либо скрывающихся от правоохранительных органов;
  5. досмотр пассажиров и багажа (при наличии обстоятельств, требующих проведения контроля);
  6. участие в ликвидации аварий, пожаров, стихийных бедствий и катастроф, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
  7. охрана и конвоирование лиц, задержанных или заключенных под стражу;
  8. контроль техники противопожарной безопасности, обеспечение вверенных объектов необходимыми средствами пожаротушения.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте

Вопрос о регулировании безопасности на воздушном транспорте возник в 60-70-х годах ХХ века. Именно в это время стали появляться первые преступники, угрожающие жизни и здоровью пассажиров и экипажа воздушного судна. Мелкие хулиганы начали обкрадывать людей в самолетах, а дебоширы – нарушать спокойствие на борту. Через некоторое время воздушные судна стали объектами для организации террористических актов.

Чтобы устранить данную проблему, 3 ноября 1970 года Совет Министров СССР принял решение об обязательном присутствии сотрудников милиции на борту каждого воздушного судна. Однако данная мера противодействия преступности оказалась неэффективной: сотрудник правоохранительных органов не мог использовать в воздухе ни приемов рукопашного боя, ни табельного оружия.

Поэтому, спустя некоторое время, было решено предпринять иные способы для обеспечения безопасности на воздушном транспорте. В частности, в 1978 году в аэропортах Российской Федерации был введен досмотр каждого пассажира, а также багажа и ручной клади путешественников. Такая практика была признана эффективной и до сих реализуется с использованием современных методов контроля.

Первый прототип современной транспортной полиции появился в России еще в 1809 году. Необходимость создания контролирующего органа возникла в то время, когда на территории государства началось строительство железных дорог. По мере роста железнодорожной сети увеличивалось и количество преступлений. Особенно часто беспорядки происходили в отдаленных местностях, которые только начинали осваивать по мере развития транспортного сообщения.

В итоге Николай I принял решение о привлечении жандармерии, которая должна была обеспечивать соблюдение порядка на транспорте, подчиняясь при этом Министерству путей сообщения. Но такая мера оказалась неэффективной и потребовала пересмотрения.

Отдельная структура транспортной полиции была сформирована лишь зимой 1919 года: 21 февраля было опубликовано постановление ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Именно эта дата считается официальным днем создания ведомства.

История в послереволюционный период

Отсчет времени деятельности транспортной милиции в настоящее время принято вести от 18 февраля 1919 года — дня принятия Декрета ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и утверждения «Положения о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», которыми транспортной милиции вменялись обязанности от борьбы с преступностью и обороны в случаях нападения до контроля за уборкой подвижного состава и организации очистки железнодорожных путей

Сотрудники транспортной милиции с первых лет её создания были на самом переднем крае борьбы с преступностью, за целостность и стабильность экономического развития государства.

Так, в трудные годы гражданской войны и иностранной интервенции отряды железнодорожной милиции обеспечивали охрану хлебных грузов, вели борьбу с бандами, совершавшими налеты на поезда, очищали дорогу от мешочников, изымали с объектов транспорта беспризорных детей, пресекали действия хулиганов, воров, мошенников.

Читайте также:  Северянам продлили льготы на проезд в отпуск и обратно

Примерно в это же время создавалась революционная речная милиция. Декретом совета народных комиссаров от 25 июля 1918 года «Об учреждении речной милиции» были созданы Отделы речной милиции в губерниях и уездах по территориальности. В 1920 году территориальный принцип заменен линейным, милиция организовывалась по бассейнам водных путей (речных и морских) и получила название водной милиции.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте

Вопрос о регулировании безопасности на воздушном транспорте возник в 60-70-х годах ХХ века. Именно в это время стали появляться первые преступники, угрожающие жизни и здоровью пассажиров и экипажа воздушного судна. Мелкие хулиганы начали обкрадывать людей в самолетах, а дебоширы – нарушать спокойствие на борту. Через некоторое время воздушные судна стали объектами для организации террористических актов.

Чтобы устранить данную проблему, 3 ноября 1970 года Совет Министров СССР принял решение об обязательном присутствии сотрудников милиции на борту каждого воздушного судна. Однако данная мера противодействия преступности оказалась неэффективной: сотрудник правоохранительных органов не мог использовать в воздухе ни приемов рукопашного боя, ни табельного оружия.

Поэтому, спустя некоторое время, было решено предпринять иные способы для обеспечения безопасности на воздушном транспорте. В частности, в 1978 году в аэропортах Российской Федерации был введен досмотр каждого пассажира, а также багажа и ручной клади путешественников. Такая практика была признана эффективной и до сих реализуется с использованием современных методов контроля.

История в послереволюционный период

Отсчет времени деятельности транспортной милиции в настоящее время принято вести от 18 февраля 1919 года — дня принятия Декрета ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и утверждения «Положения о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», которыми транспортной милиции вменялись обязанности от борьбы с преступностью и обороны в случаях нападения до контроля за уборкой подвижного состава и организации очистки железнодорожных путей

Сотрудники транспортной милиции с первых лет её создания были на самом переднем крае борьбы с преступностью, за целостность и стабильность экономического развития государства.

Так, в трудные годы гражданской войны и иностранной интервенции отряды железнодорожной милиции обеспечивали охрану хлебных грузов, вели борьбу с бандами, совершавшими налеты на поезда, очищали дорогу от мешочников, изымали с объектов транспорта беспризорных детей, пресекали действия хулиганов, воров, мошенников.

Примерно в это же время создавалась революционная речная милиция. Декретом совета народных комиссаров от 25 июля 1918 года «Об учреждении речной милиции» были созданы Отделы речной милиции в губерниях и уездах по территориальности. В 1920 году территориальный принцип заменен линейным, милиция организовывалась по бассейнам водных путей (речных и морских) и получила название водной милиции.

Правила и особенности ношения форменного обмундирования

Основные правила ношения форменной одежды сотрудниками внутренних дел регламентированы в Приказе МВД N 575 и ПП РФ N 835.

  1. Форма должна поддерживаться в надлежащем состоянии;
  2. Одежда и обувь, носимая на службе, должна быть вычищена и проглажена;
  3. Контролировать соответствие внешнего вида работников МВД установленным нормам будет начальство;
  4. Формально есть 3 разновидности форменной одежды — летняя, зимняя и демисезонная. Переход же от одной формы к другой происходит сразу всеми сотрудниками, одновременно, независимо от домашнего региона;
  5. Запрещается смешивать предметы из разных сезонных комплектов. Нельзя также носить одежду из разных категорий (например, выходную и повседневную).

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Основными задачами ФМС России являются:

1) реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

5) разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

6) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

7) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

8) управление территориальными органами ФМС России, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

Классификация подразделений специального назначения

Существующие подразделения специального назначения в России относятся к разным ведомствам. В вооруженных силах РФ имеются такие формирования СпН:

  • СВ (сухопутные войска) – бригады ДШБ и полк ДШП;
  • ГУ – 25 полк и бригады;
  • МО – центр Сенеж;
  • ГРУ – отряды ПДСС разведпунктов Парусное (Балтийский флот), Туапсе (Черноморский флот), Зверосовхоз (Северный флот) и о. Русский/бухта Джигит (Тихоокеанский флот);
  • ВДВ – 45 гвардейская бригада (Кубинка);
  • ВМФ – отряды Каспийской флотилии, Черноморского, Балтийского, Тихоокеанского и Северного флота.
Читайте также:  Размер и особенности выплаты пособия на погребение

В спецслужбах РФ также имеются подразделения СпН:

  • ФСБ – отделы сопровождения оперативных мероприятий, региональные отделы и службы, управления А (Альфа), В (Вымпел) и С;
  • Пограничная служба ФСБ – региональные службы и отделы, ДШМ погранотрядов, группы спецразведки ОГСпР;
  • СВР – отряд Заслон;
  • МВД – отряд Гром;
  • Войска Национальной Гвардии – вместо внутренних войск созданы отряды Росомаха (Красноярск-26), Русь (Симферополь), Скиф (Грозный), Пересвет (Москва), Святогор (Ставрополь), Булат (Уфа), Ратник (Архангельск), Кузбасс (Кемерово), Барс (Казань), Меркурий (Смоленск), Мечел (Челябинск), Тайфун (Хабаровск), Ермак (Новосибирск), Эдельвейс (Минводы), Вятич (Армавир), Урал (Нижний Тагил), Росич (Новочеркасск), 604 ЦСН;
  • Росгвардия – боевые подразделения СОБР и ОМОН;
  • ФСИН – республиканские отделы Сатурн (Москва), Россы (Свердловск), Тайфун (Ленобласть), Айсберг (Мурманск), страж (Чувашия), Акула (Краснодар), Ястреб (Марий Эл), Вулкан (Кабардино-Балкария);
  • МЧС – центр особого риска Лидер;
  • ФГУП Связь-Безопасность – отдел Марс.

Часть вышеуказанных подразделений специального назначения относится к войсковым, то есть по умолчанию комплектуется военнослужащими. Другая – к ведомственным, то есть в ней работают сотрудники, которым присваиваются специальные звания, а не воинские. Два крупнейших министерства РФ имеют в своем составе и те, и другие:

  • МВД – спецназ Национальной гвардии укомплектован военнослужащими, ОМОН и СОБР не являются воинскими формированиями;
  • ФСБ – спецназ погрансвойск и управления А, В и С, соответственно.

Формирования спецподразделений выполняют боевые задачи в населенных пунктах и лесах, под водой и в воздухе, поэтому полевая форма одежды, амуниция и вооружение сильно отличаются. Президентским указом в 2005 году запрещено использовать знаки различия и воинское обмундирование в подразделениях безопасности ФСБ, ФСКН, МВД, ФСИН, ППС и прочих ведомств, сформированными не из военнослужащих.

Полицейский всегда должен быть в чисто выстиранной и хорошо отглаженной форме. Чтобы определить, какая чистка, стирка и утюжка положена определённой детали одежды, необходимо изучить прикрепленный к ней ярлычок. На них проставляются знаки, обозначающие все возможные манипуляции и запреты на них.

Шерстяные изделия, по возможности, подвергают сухой чистке щёткой. Стирают их обычно в тёплой воде без добавления отбеливателей. Сушить не надо на открытом солнце, лучше это делать в затенении, чтобы одежда не выцветала. Хлопковые вещи стирают тоже в негорячей воде, хорошо отжимают и вывешивают сушиться в месте, где нет яркого солнца.

Куртки, пальто и плащи лучше хранить вывернутыми наизнанку и упакованными в полиэтиленовый пакет. Блузки, рубашки, китель, брюки хранят на вешалках в закрытом шкафу.

Обувь необходимо чистить разными предназначенными для этого средствами.

Граждане страны, в которой сотрудники внутренних дел выглядят элегантно, одеты в свежую рубашку и начищенные ботинки, более серьёзно и с глубоким уважением относятся к их тяжёлой работе. Полицейскому должно быть комфортно в его форме. Тогда он ответственно будет нести свою службу. Одежда для полицейских нового образца отвечает всем требованиям, предъявляемым к ней.

Оценка работы ГАИ населением

Согласно данным, представленным в отчёте о научно-исследовательской работе «Исследование качества жизни в городах России» заведующим кафедрой «Прикладная социология» в Финансовом университете при Правительстве РФ Алексеем Зубцом, в 2014 году работой ГАИ были полностью или в основном довольны в среднем по стране 75 % взрослого населения.

Как Вы оцениваете работу сотрудников ГИБДД в Вашем городе? 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Абсолютно неудовлетворительная 10 % 16 % 17 % 17 % 17 % 16 % 13 %
Скорее неудовлетворительная 21 % 21 % 22 % 22 % 19 % 12 % 12 %
Скорее удовлетворительная 42 % 43 % 43 % 42 % 45 % 48 % 50 %
Хорошая 27 % 20 % 18 % 19 % 19 % 25 % 25 %
Доля положительных оценок 69 % 63 % 61 % 61 % 64 % 73 % 75 %

История в послереволюционный период

Отсчет активности транспортной полиции ведется с 18 февраля 1919 года — дня принятия постановления ВЦИК «Об организации железнодорожной полиции и безопасности железных дорог» и утверждения «Положение о рабочей и крестьянской железнодорожной полиции», которое возлагает на транспортную полицию обязанности по борьбе с преступностью и защите в случае нападения до надзора за чистотой подвижного состава и организации уборки путей

С первых лет создания сотрудники транспортной полиции находятся в авангарде борьбы с преступностью, за целостность и стабильность экономического развития государства.

Так, в тяжелые годы гражданской войны и иностранной интервенции отряды железнодорожной милиции обеспечивали охрану зерновых грузов, боролись с бандитами, ворвавшимися в поезда, очищали дорогу от багажных полок, вывозили беспризорников от транспорта и расправлялись с действиями головорезов, воров и мошенников.

В этот же период было создано революционное речное ополчение. Постановлением СНК от 25 июля 1918 г. «О создании речной милиции» в губерниях и уездах по территориальному признаку были созданы отделения речной милиции. В 1920 году территориальный принцип был заменен линейным, ополчение было организовано по бассейнам водных путей (реки и моря) и получило название водного ополчения.

Читайте также:  С фонариком и линейкой: как принять у застройщика квартиру в новом доме

Роль ДОПТ в обеспечении правопорядка на транспорте

Систему ОВДТ представляют 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ). Объединяет и координирует работу управлений Департамент обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД России.

В структуре транспортной милиции также имеются уникальные в своем роде подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы и по обеспечению авиационной безопасности (досмотр).

За прошедший год на объектах оперативного обслуживания зарегистрировано более 71 тыс. преступлений, из них раскрыто 50,5 тыс., выявлено 35,1 тыс. лиц, их совершивших. Удалось добиться сокращения преступности более чем на 8,1% по сравнению с предыдущим годом. На транспорте сократились кражи (в том числе цветного металла и грузов), грабежи, разбои. Количество убийств и покушений уменьшилось почти в два раза, снизилось число преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью.

История в послереволюционный период

Отсчет времени деятельности транспортной милиции в настоящее время принято вести от 18 февраля 1919 года — дня принятия Декрета ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и утверждения «Положения о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», которыми транспортной милиции вменялись обязанности от борьбы с преступностью и обороны в случаях нападения до контроля за уборкой подвижного состава и организации очистки железнодорожных путей

Сотрудники транспортной милиции с первых лет её создания были на самом переднем крае борьбы с преступностью, за целостность и стабильность экономического развития государства.

Так, в трудные годы гражданской войны и иностранной интервенции отряды железнодорожной милиции обеспечивали охрану хлебных грузов, вели борьбу с бандами, совершавшими налеты на поезда, очищали дорогу от мешочников, изымали с объектов транспорта беспризорных детей, пресекали действия хулиганов, воров, мошенников.

Примерно в это же время создавалась революционная речная милиция. Декретом совета народных комиссаров от 25 июля 1918 года «Об учреждении речной милиции» были созданы Отделы речной милиции в губерниях и уездах по территориальности. В 1920 году территориальный принцип заменен линейным, милиция организовывалась по бассейнам водных путей (речных и морских) и получила название водной милиции.

Зарплата и денежное довольствие

Как заверяет Правительство России, реформа текущего года напрямую коснется заработной платы сотрудников и дополнительного финансового поощрения. При этом изменения будут исключительно в лучшую сторону.

Министерство внутренних дел рассматривает не только вопрос по увеличению размера заработной платы, но и возможности сохранения всех полагающихся льгот и дополнительных выплат.

По мнению Министерства основной составляющей, оказывающей влияние на непосредственный оклад сотрудника — наличие аттестации. Не меньшее значение будут иметь личные достижения служащего, награды и благодарности. По мнению государства в ближайшие несколько лет заработная плата государственных служащих увеличится на 150%.

Сама заработная плата работника дорожной полиции состоит из нескольких частей:

  1. Оклад — является основополагающей частью заработной платы. Показатель попадает под ежегодную индексацию и, соответственно будет увеличиваться. Поскольку за последние 5 лет существенного повышения оклада не происходило, на данный момент вопрос встал достаточно остро. По мнению Министерства, увеличение оклада — это первое на что должна быть направлена реформа 2019 года.
  2. Дополнительная надбавка за звание. Сюда входят дополнительные ежемесячные выплаты, которые начисляются в виде процента от основного оклада. В зависимости от квалификации и звания работника процент составляет от 5 до 30. Также имеется дополнительная надбавка за стаж на государственной службе. Размер надбавки от 10 до 40%. Дополнительно может назначаться районный коэффициент или за особые условия до 100%.

Наличие наград за особые заслуги, позволяют государственным служащим рассчитывать на дополнительные финансовые выплаты:

  • работники государственной структуры, имеющие ученую степень. При звании кандидата наук, получают надбавку в размере 15% от основного оклада.

    За звание «доктор наук», сотруднику доплачивают по 30% от оклада;

  • заместители начальника территориального ОВД или ВРИО получают надбавку в размере 30-50% от оклада. На то же поощрение может рассчитывать лицо, осуществляющее временную замену заместителя начальника.

    Например, на период отпуска.

Критика транспортной полиции

Несмотря на то что без транспортной полиции ситуация была бы значительно хуже, в ее адрес нередко звучит критика. Она не всегда необоснованная. То, чем занимается транспортная полиция, невольно создает условия для злоупотреблений.

Но в этом ведомстве не работают «случайные» люди! Поэтому обо всех случаях, попавших под обозрение средств массовой информации или выявленных по факту проверки, проводятся тщательные расследования. Если нарушение подтвердилось, то таких сотрудников увольняют.

Управление министерства внутренних дел Российской Федерации все делает для того, чтобы набирать в свои ряды только честных и добросовестных граждан. К сотрудникам предъявляются особые требования, так как работа предполагает наличие специальной подготовки и выдержки.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *